«Как приучить ребенка к школьному режиму, и почему нельзя «платить» за оценки?».

«Начало учебы для ребенка – процесс сложный, стрессовый: повышается нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу и мозг, ребенок может больше утомляться, капризничать, нервничать, если что-то не получается», – говорит Психолог Мария Сентякова. – Важно откорректировать эти «неполадки» вовремя, а для этого нужно мягкое, терпимое отношение родителей к школьнику и консультации психолога, педагога-психолога. Тогда родители помогут новоиспеченному первокласснику легче переносить усиливающиеся нагрузки на психику и организм и смогут правильно мотивировать ребенка на учебу.
Как помочь ребенку освоиться в новом коллективе?

– Чтобы помочь первокласснику, маме и другим членам семьи важно общаться с ребенком, привить ему интерес к тому процессу, который происходит в школе, – комментирует Мария Сентякова, семейный психолог, травматерапевт. – Робкого ребенка нужно подбадривать, а самоуверенного малыша с завышением самооценки нужно оценивать максимально объективно и хвалить за реальные успехи. Важно, чтобы родители сохраняли внутреннее спокойствие при любом повороте дел: эта позиция станет опорой для становления психики ребенка в новой жизненной ситуации.

 

Как привить ребенку интерес к учебе и чувство ответственности за домашние задания?

– Я придерживаюсь точки зрения, что воспитание примером – лучший способ. Покажите, что вы заинтересованы в своей работе, достижении новых целей: ребенок копирует поведение взрослых, ему тоже захочется быть «при деле», – рассказала психолог. – Если не все идет гладко, помните: крик, унижение, физические наказания ребенка за невыполнение заданий и требований не усилят желание учиться. Так что запаситесь терпением и юмором: что-то не получается, зреет конфликт – переведите все в шутку, отвлекитесь на 1-2 минуты, а после, разрядив обстановку, вернитесь к вопросу.
Как лучше организовать режим школьника?

– Рекомендую придумать ритуалы отхождения ко сну и подъема (на ночь – книжка и поцелуй, с утра – мини-массаж, обнимания), это поможет ребенку привыкнуть и даст время для дополнительного общения с мамой, – делится Мария Викторовна. – После школы дайте ребенку отдохнуть 1-1,5 часа и приступайте к домашним заданиям с перерывами в 10 минут после прохождения каждой темы. После каждых 30-50 минут занятий делайте «переменки» побольше. Здесь ориентируйтесь на состояние ребенка, главная задача – здоровое чередование нагрузки и отдыха.

 

Как поощрить ребенка к учебе и не вырастить при этом «манипулятора»?

– Если обещать ребенку деньги, сладости и другие радости за хорошую учебу, то в последующем он будет требовать все больший «откуп». Награждайте ребенка чем-то интересным (походами в цирк, кино, на аттракционы и выставки) и не за каждую «пятерку», а, например, за неделю или две отличной учебы, – советует психолог, травматерапевт. – Если чувствуете, что ребенок учится «за призы», откажитесь от практики, не поддавайтесь на рев и крики, а спокойно, ласково скажите «нет» и объясните причины отказа. Четко дайте понять, что ребенок учится не для мамы, а для себя, для своей жизни и самореализации.
Как настроить ребенка на новую жизнь?

– Здесь важен личный пример родителей, бабушек и дедушек. Расскажите, за что отвечают все члены семьи, как выполняемые ими задачи влияют на всю семью. Объясните ребенку, что будет, если он откажется от своей ответственности в учебе, к чему приведет это семью, – поясняет Мария Викторовна. – Ребенку интересно быть частицей чего-то большого и важного, чувствовать свою значимость. И чем интереснее родитель объяснит ребенку его роль, тем легче малыш будет чувствовать себя даже при реализации сложных задач обучения!

Знай!

У ребенка гиперактивность?
Понаблюдайте, сколько времени он может заниматься с интересом. И в дальнейшем после каждого промежутка занятий устраивайте ребенку подвижную «переменку»: бег, пение, танцы будут восприниматься ребенком, как отдых.

И помните: гиперактивность – это особая физиология нервной системы. Стоит показать ребенка психологу или специалисту невропатологу.
Провожать в школу и встречать из школы – гиперопека?
– Советую первые месяц-два провожать и встречать ребенка, в первую очередь, для спокойствия самого ребенка. «Обязательно научите его алгоритмам поведения при встрече с чужим человеком, тренируйте этот навык», – говорит психолог. – Потом медленно отпускайте ребенка в самостоятельное плавание, но так, чтобы он точно знал, у кого можно получить помощь в случае опасности.
Новый уровень ответственности
Разговоры об ответственности лучше начинать с детского сада. Психолог советует: поговорите с ребенком, почему важно держать свое слово, что он чувствует, когда выполняет данное обещание или, когда кто-то обманывает его доверие? Как бы он поступил в той или иной ситуации и почему? Главное – не давите на ребенка, диалог должен быть легким и непринужденным.
Евгения Иванова
Врез: «Если чувствуете, что ребенок учится «за призы», откажитесь от практики, не поддавайтесь на рев и крики, а спокойно, ласково скажите «нет».

Врез: «После школы дайте ребенку отдохнуть 1-1,5 часа и приступайте к домашним заданиям»

 

Статья в газете «Центр» №37 от 14 сентября 2016 года.

Психолог Мария Сентякова ответила на 5 вопросов родителей первоклассников.