«Готовимся к учебе»

Как ижевским первоклашкам быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Чем ближе Первое сентября, тем больше вопросов появляется у будущих первоклашек и их родителей. Мы собрали самые сложные и волнующие и попытались дать на них ответы.

Помогли нам в этом Аида Помыткина, психолог медицинского центра «ЛОТОС» и Мария Сентякова, семейный системный психолог и травматерапевт.

Почему 1 сентября — стресс для ребенка? Как помочь справиться с ним?

Шестилетний Вова о школе мечтал несколько месяцев. Но стоило только начаться учебе, как его настроение резко изменилось: он стал постоянно обижаться и капризничать, почти ничего не ел и даже начал заикаться. Родители испугались — что случилось с их веселым и любознательным мальчиком?

Ответ оказался на поверхности — ребенок переживал стресс.

-Переход из детского сада в школу — это сложный этап в жизни первоклассника, — пояснила Аида Помыткина. — Сидеть смирно по 40 минут подряд, делать домашние задания, слушаться незнакомую учительницу… Все это может обернуться стрессом, даже если ребенок хочет поскорее оказаться за школьной скамьей.

Однако первоклашке можно помочь: заранее рассказать ему о школьной жизни и оказать моральную поддержку во время учебы.

Специалисты рекомендуют:

-Старайтесь следить за полноценным питание ребенка, а также за соблюдением режима отдыха и бодрствования, — советует Мария Сентякова. — Нередко первоклашкам требуется поспать или отдохнуть после школы, что само по себе повышает стрессоустойчивость организма. И не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите и не «за что-то», а потому, что он есть.

Что рассказать о школе, чтобы вызвать интерес к учебе?

Второклассница Оля ждет-не дождется, когда сможет вернуться в родную школу. Ей уже купили новую спортивную форму, красивые тетрадки с любимыми мультяшными героями и даже ранец! К тому же, она соскучилась по друзьям, которых не видела несколько летних месяцев.

А вот в прошлом году перед началом учебы она переживала куда сильнее, не зная, что ждет ее в сентябре. Тогда мама, взяв девочку за руку, отправилась с ней прямиком в школу — показывать учебные классы и знакомить с педагогами. А заодно записала ее в танцевальный кружок — Оля очень любит танцевать.

Такой подход специалисты считают верным. Чтобы переход «во взрослую жизнь» прошел легко, готовить будущих первоклашек стоит заранее. Важно, чтобы ребенок понял — в школе он узнает много нового и интересного.

Специалисты рекомендуют:

-Расскажите ребенку, чем занимаются в школе дети его возраста, как проходят уроки и перемены, кто проводит занятия и к кому ребенок может обратиться за помощью, — советует Аида Помыткина. — Почаще говорите ребенку, как гордитесь им, подчеркивайте это при друзьях и знакомых. Пусть он чувствует, что вы всегда рядом и поддерживаете его.

-Хорошо повышает желание учиться любимое хобби и увлечение, — делится Мария Сентякова. — Например, посещение спортивного кружка в школе и демонстрация умений на уроках. Повысить интерес к школе можно и через «внешнюю мотивацию» — например, пообещать игрушку или поход в цирк. Но долго и много пользоваться таким стимулятором не рекомендуется. Целью ребенка может стать не получение знаний, а вознаграждении.

Стоит ли учить уроки с ребенком и делать за него домашние задания?

Когда семилетний Владик отправился в первый класс, на его маму, папу и бабушку «свалилась» еще одна забота — домашние задания. Выполнять их садились всей семьей. Традиция продолжилась и во втором классе — без «родительской подсказки» ребенок не хотел браться за задания. В ответ родители установили «санкции» — за каждый проступок Влада сажали за стол с книжкой.

Оказалось, делать этого ни в коем случае нельзя!

-Такой подход может привить негатив к печатному слову, — предупреждает Мария Сентякова. -Пусть юный школьник читает в удовольствие.
Приучать школьника к домашним заданиям нужно постепенно — сначала выполнять их вместе, потом контролировать процесс вопросами и одобрениями, а после — только проверять результаты, разбирая недочеты и ошибки. Выполнение домашних заданий должно вызывать у ребенка интерес и радость. Потому важно поощрять активность школьника!

Специалисты рекомендуют:

-Сначала нужно научить ребенка делать уроки: показать ему последовательность и вариативность действий, выбрать удобный для первоклассника план работы. — рекомендует Мария Сентякова. — Например, кому-то легче начинать с устных предметов или с письменных, с математики или с прописей. И тут советую внимательно присмотреться к поведению ребенка во время выполнения уроков, какой «план действий» ему нравится больше и получается лучше.

Какие вопросы решить до начала учебного года?

К началу учебного года должны быть готовы не только дети, но и родители. «На берегу» нужно договориться: кто из них будет отводить первоклассника в школу, а кто будет его забирать? Кто помчится за малышом по «первому звонку»? Это избавит родителей от ссор, а ребенка — от тревожного ожидания мамы или папы в вестибюле школы.

 

 

Специалисты рекомендуют:

-Первое время ребенка нужно провожать и встречать из школы обязательно, — говорит Аида Помыткина. — Это нужно для его безопасности и формирования личного опыта. Важно показать, что вы доверяете ребенку — обговорите с ним сроки и тщательно соблюдайте договоренности.

Не стоит «скидывать» все обязанности только на одного родителя — ребенок должен понимать, что в случае необходимости — помочь ему может любой член семьи.

Как ребенок может измениться во время учебного года?

Мама будущего первоклассника Данила боится 1 сентября даже больше, чем сам мальчик. Она уже «наслушалась» от подруг, что в школе дети становятся нервными, агрессивными и шаловливыми. Однако сильно волноваться из-за этого не стоит.

-Чаще всего ребенок «плохо себя ведет», потому что пробует новый опыт на зуб, — поясняет Мария Сентякова. — Он хочет понять, как же поступать правильно — неприятное поведение не всегда становится привычкой.

Правда многое зависит от того, как поведут себя в этой ситуации родители. Самое главное — это сохранять мир в семье любой ценой.

Специалисты рекомендуют:

-Если ребенок часто шалит и не слушается — поговорите с ним с глазу на глаз. Спокойно, но твердо напомните о дисциплинарных требованиях и дайте ему возможность исправиться — назначьте «испытательный срок», советует Мария Сентякова.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

-Запугивать ребенка: «Будешь плохо учиться — станешь дворником».
-Угрожать ребенку телесной расправой.
-Использовать учение в качестве наказания — так любви к науке не добиться.
-Перегружать ребенка дополнительными занятиями и секциями — школьник должен справляться с нагрузкой.
-Навязывать свои собственные увлечения и планы — пусть ребенок сам решит, какие кружки он хочет посещать.

КСТАТИ
Не только первоклашки переживают из-за начала нового учебного года. Непростым он будет и пятиклассников, которые распрощались с начальной и перешли в среднюю школу. Они также нуждаются в особой заботе и поддержке.

 

Статья в печатном издании «Центр» №32 от 12 августа 2015 года.

Комментарии Марии Сентяковой, семейного системного психолога и травматерапевта.